Лодка «троёнка». Новый экспонат
В 2016 году в коллекции Историко-культурного центра «Самолва» появились две рыбацких лодки середины XX века, которые разместились на территории центра и стали частью экспозиции. Они были доставлены с берега Чудского озера. В последнее десятилетие малый рыболовецкий флот претерпел изменения. Деревянные лодки, которые веками строились местными умельцами по «дедовским заветам», уходят в прошлое.
Одна из них лодка «троёнка», тип «Гдовка», принадлежала колхозу им. Александра Невского и эксплуатировалась до 2013 года, т.к. была обработана кипящим трансформаторным маслом. В среднем жизнь такой лодки 8-10 лет.
Построена в д.Подлипье Гдовского р-на Псковской обл. мастером Олегом Михайловичем Костроминым.
Дата постройки лодки: 1997г. Материал: дерево (сосна). Габариты: длина 7м (стандарт), девиация длины возможна; грузоподъемность до 1,5 т. Лодка сделана из полусырого дерева (т.н. живая древесина). Толщина доски 20-25 мм.
Днище лодки называют «сплот». Доску держат «упруги» (пришиваются к днищу), а к ним пришиваются борта. Пришивка выполняется деревянными гвоздями. Упруги – первый и последний – из еловых корней (целиковые), остальные – из сосновых веток подходящего изгиба (составные). Носовой упруг узкий, кормовой – значительно шире.
Корма делается из подходящего по высоте и диаметру соснового полубревна. В носу устанавливается соответствующее по диаметру и длине бревно. В кормовом и носовом бревнах делаются специальные углубления, в которые заводятся концы бортовых досок.
Для уплотнения после стыковки досок в них делается несквозной паз, в этот паз укладывается моченая пакля, сверху она закрывается тонкой дощечкой (лучиной или дорожкой), дорожка крепится к доскам при помощи «скóблиц» (т.е. скобки). Скоблицы нарезаются из полосок металла толщиной около 1 мм, так, чтобы концы их были острыми. Перед забиванием эта полоска сгибается в виде буквы V.
От кормы до уключин вдоль верхней бортовой доски идет тонкая жердь (усца) – из целикового ствола с корнем (назначение – уменьшить вероятность зацепов сетей за борт + придают дополнительную упругость бортам лодки).
В первой трети лодки находятся места для гребцов (банки). На троёнке два гребца, сидящие друг за другом. В районе банок на бортах находится утолщение из бруса, в которых крепятся уключины (могут быть двух видов – деревянные и железные). Весла – длина от 2,8 до 3 м (зависит от ширины лодки и места нахождения весел). Верхние весла (находящиеся ближе к носу) короче остальных. Материал – еловые бревна соответствующего диаметра (либо бруса) методом вытесывания и выстругивания. Концы весел для гребца делались утонченными под руку.
Готовую лодку высушивали полгода в тени. Затем ее смолили, промазывая газовой смолой + «живица» (сосновая смола), а в последствии отработкой технических масел + гудрон.
Буксировка лодок осуществлялась прицепным способом судами озерного класса (типа МСП – малый сетеподъемник или мотоневодник) за корму (пустую лодку) или за нос (груженая лодка). В последние годы транспортировка осуществлялась малыми катерами с навесными моторами.
Основное назначение троёнок – подходные (на них похаживали т.е. проверяли) ставные орудия лова (сети, заколы, ставные невода).
В кормовую часть на дно делался дополнительный настил для удобства работы, чтобы не расплывалась рыба между упруги зашивали доской (засекой).
Записано в 2016 году со слов Александра Великиса, жителя деревня Самолва
P.S. Лодочная мастерская колхоза им. Александра Невского в д. Подлипье Гдовского района славилась своими изделиями и мастерами. Месячный план – три «троенки» на каждого лодочника. На этих судах ручной сборки отправлялись даже на базар в Эстонию. Судоверфь в Подлипье сущесвовала со времен Петра Первого. И там делали особые чудские ладьи. На момент 1914 года их было изготовлено более 500 штук.
До середины 1990-х почти все чудские рыбаки ходили в озеро на «троенках» и «пятеренках» – лодках, изготовленных в деревне Подлипье Гдовского района. В последние года судоплотниками здесь работали Гуляев Анатолий Иванович, Кузьмин Рев Петрович, Костромин Олег Михайлович, Волков Сергей Матвеевич, Харитонов Геннадий Николаевич. На изготовление лодок был план – каждому необходимо было делать по 3 лодки-троенки ежемесячно. «Троенкой» потому лодку называли, что на каждый борт уходило по три сосновых доски «двадцатьпятки» длиной 6 метров. Иногда делали и «пятеренки» (борт из 5 досок. – Прим. авт.), но на них заказ был нечастый. За выполнение плана получали зарплату в 90 рублей. Работа была тяжелая, но полезная и благодарная.
СЛЕДУЙТЕ ЗА НАМИ