Псковские летописи об Александре Невском

Лариса Яковлевна Костючук
доктор филологических наук, профессор ПсковГУ

Б. А. Ларин писал о том, что Псковской земле, как и Новгородской, повезло в создании и сохранении большого количества замечательных памятников письменности [Ларин 1967: 3]. Это значит, что филологи, историки, историки языка, диалектологи, люди и других гума­нитарных профессий имеют замечательные тексты разных жанров как ценные свидетельства и о прошлом своего языка, и о событиях жизни своих предков. Не случайно Б. А. Ларин для реализации своей идеи (создать уникальный областной словарь полного типа, «Псковский об­ластной словарь с историческими данными» [ПОС, 1967-2012…], с включением не только су­губо диалектных слов, но и общерусских, чтобы видеть своеобразие народной речи в пределах Псковской земли, да и с разработкой исторических лексических данных из древних памятни­ков этой же территории) обратился именно к псковским говорам [Ларин 1961].

Славная история Псковской земли связана с рядом выдающихся правителей, полководцев, церковнослужителей далекого прошлого, деяния которых отражены и в произведениях лето­писного жанра -— в замечательных Псковских летописях [Лет. I; Лет. II; Лет. III].

Вспомним прежде всего великого князя Александра Невского — освободителя Пскова от предательски завладевшего им немцев; замечательного псковского князя Довмонта-Тимофея, верой и правдой 33 года служившего Псковской земле и псковским жителям… Эти люди по­могали псковичам выполнять их долг хранителей русских границ.

Не случайно о них в Псковских летописях сохранились взволнованные рассказы не только в погодных записях, но и в помещенных в них подробных и интересных повестях житийного характера.

В связи с традиционными в Пскове днями, посвященными Александру Невскому, обратим­ся именно к Псковским летописям, а в них — к самому большому вставному произведению «Повѣсти о житии и о храбрости благовѣрнаго и великаго князя Александра», например в Си­нодальном списке Второй Псковской летописи [Лет. II, лл. 156-162 об.]. Нам уже приходилось исследовать текст этого памятника, изучая, например, описание военных событий в псковских летописях [Костючук 1992: 38-44].

В настоящей статье покажем, как автор житийной повести старался передать коллективное восхищение благодарных псковичей полководцем и человеком — — князем Александром Не­вским, как показывал и свое преклонение перед легендарным князем.

Начинает автор «Повѣсти о житии и о храбрости благовѣрнаго и великаго князя Алек­сандра» с принятого самоуничижения при рассказе о достойном деятеле: «азъ худыи и многогрѣшный, мало съмысля, покоуишюся писати житие святого князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа, понеже слышах от отецъ своихъ, и самовидець есмь възраста его, радъ бых исповѣдалъ святое и честное и славное житие его» [Лет. II, л. 156]. Подобные устойчивые формулы встречаются и в духовных грамотах. В ответственный момент, обраща­ясь к Богу, автор подчеркивал свою незначительность и в то же время честность своих намере­ний перед лицом вечности и перед будущими читателями. Ср.: «Аще и гроубъ есмь оумомъ, но молитвою святыа богородица и поспѣшениемъ святого князя Александра начатокъ положю» [Лет. II, лл. 156-156 об.], то есть автор заручается поддержкой высших сил.

Одна из формул, характерных для летописного жанра,— это формула, передающая победу князя в сражениях: «князь Александръ побѣжая, а не побѣдимь» [Лет. II, л. 156 об.]. Поэтому «и не обрѣтеся противникъ ему бъ брани никогдаже» [Лет. II, 159 об.].

Важно что в своих сражениях и походах, например в результате разрушения города, по­строенного западными соседями на территории русского княжества, князь Александр врагов «самых извѣша, а овѣх с собою поведе, а инѣх помиловавъ отпусти» [Лет. II, л. 158 об.]. И тут же автор поясняет замечательные черты князя: Александр «бѣ бо милостивъ паче мѣры» [Лет. II, л. 158 об.]. В Житии гиперболизованы многие качества героя. Формулы разделительного характера сообщают о том, что в сражениях приходилось и жестоко расправляться с врагами: «и Немецъ изсѣче, а инѣх повяза» [Лет. II, л. 159], «и полона взя бес числа, а овѣх иссече» [Лет. II, л. 159]. В собственно летописной погодной записи под 1242 годом встречаем подобное со­общение: «и бися с ними на леду и одолѣ, …, овы изби, овы извязавъ поведе босы по леду» [Лет. II, л. 169 об.].

Мотив пленения бывает важным при описании последствий битвы. Иногда это передается устойчивым словосочетанием метонимического характера руками (руками) яти (изымати): «и побѣди 7 ратии единѣмъ выездомъ, и множество князеи их изби, а овѣх рукама изыма» [Лет. II, л. 160]. Творительный падеж двойственного числа рукама подчеркивает пленение без использования какого-либо оружия, особого приспособления. И враги, думая пленить князя Александра, рассуждают: «имемь Александра роуками» [Лет. II, л. 159 об.]. Но ведь князь был непобедим. Напомним одну из известных фраз: «и не обрѣтеся противникъ ему въ брани никогдаже» [Лет. II, . 159 об.].

Описание битвы на Чудском озере — наиболее яркая и образная часть Жития Александра Невского: здесь представлены мысли, слова враждующих сторон, воинов; использованы обра­зы, сравнения. Так, о воинах князя Александра сказано: «бяху бо сердца их акы сердца лвомъ» [Лет. II, л. 159]. Сам Александр призывал в свидетели божественные силы: «воздѣвъ роуцѣ на небо и рече: соуди мя, боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна» [Лет, II, л. 159 об.]. Автор Жития использует сравнения с историческими событиями прошлого: «и помози ми, господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадѣду нашему Ярославу на окааннаго Святополка» [Лет.. II, л. 159].

Перед битвой же враги рассуждали: «поидемъ и побѣдим Александра и имемъ его роукама» [Лет. II, л. 159]. Но их планы не удались. В Сказании о Довмонте, помещенном во Второй Псков­ской летописи под 1265 годом, встречаем подобное фразеологизированное выражение в сочета­нии и с другими: враги «хотяще и руками яти и лютой смерти предати, а мужии его пскович мечи иссѣчи» [Лет. II, 1265 г., л. 163 об.]. Творительный падеж руками (рукама) при глаголе как будто бы излишен: нигде нет указания, что пленение совершалось другим способом.

В ответ на желание врагов пленить князя Александра Бог заступается за него: «сего дасть ему богъ в роуцѣ его, и не обрѣтеся противникъ ему въ брани никогдаже» [Лет. II, л. 159 об.]; «И тако побѣди я помощию божиею» [Лет. II, л. 159 об.].

Бегство врагов передано метафорическим целостным выражением дати плеща своя в зна­чении обратиться в бегство, убежать с поля боя: «и даша плеща своя, и сѣчахоуть я гонящее аки по и аероу, и не бѣкамо оутещи» [Лет. II, л. 159 об.]. Этот фразеологизм основан на мета­форическом образе, не предполагающем реального действия («дати плечи»).

Трогательно воины клянутся на верность Александру, они обещают погибнуть, но не сдаться: «о княже нашь честныи, нынѣ приспѣ врѣмя нам положити главы своя за тя» [Лет. II, л. 159]. Фразеологизированное выражение положити главы своя за кого-что широко встре­чалось в памятниках древнерусского языка, в частности в Псковских летописях, и дошло до современного языка. Означает оно ‘погибнуть, отдать жизнь, умереть, что четко проявляется в таких контекстах: «Не вѣдомо ны есть или град взмѣмъ или главы своя положим» [Лет. III, Строевский список, 1474 г., л. 161]; «А друзии на бои сташа, и много бившеся, свои головы положиша» [Лет. III, Строевский список, 1471 г., л. 144 об.]. Выражение метафорично, компо­ненты не воспринимаются как члены переменного (свободного) словосочетания, невозможно представить реальности буквального действия «положить голову (головы)». На основе ассо­циации «лишение головы — лишение жизни» создается образ, который является символом смерти.

Автор Жития Александра Невского, подчеркивал положительные черты князя, который, безусловно, был выдающимся непобедимым военачальником («побѣжая, а не побѣдимъ»

[Лет. II, л. 156 об.]. Поэтому использует мнение и чужеземца о русском князе. Так, Андреяш, «нѣкто силенъ от Западныя страны», «от тѣх прииде, хотя видѣти дивныи възрастъ его» [Лет. II, л. 156 об.-157], вернувшись в свои края, говорил об Александре: «прошед страны языкъ, не видѣх паковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ князя» [Лет. II, л. 157].

Житие Александра Невского, дошедшее до нас в Псковских летописях, отличают яркие художественные достоинства. Чувствуется, что автор создавал его с волнением и стремлением через язык отразить необычность того, о чем и о ком он пишет. В данной статье были исполь­зованы только те выражения, которые помогали представить в повествовании яркую личность защитника Пскова.

Как завещание князя Александра псковичам с почестию относиться к его потомкам звучат слова Александра Невского в погодной записи Второй Псковской летописи под 1242 годом; «Аще кто и напослѣди моих племенникъ прибѣжитъ кто в печали или так приедет к вамь пожити, а не приимете, ни почьстете его акы князя, то будѣте окаанни» [Лет. II, 1242 г., л. 169 об.]. Это тоже одна их трафаретных условных формул, касающаяся этикета общения с людьми в прошлом. О роли этикетных формул-фраз в произведениях разных жанров древнерус­ской литературы писали Д. С. Лихачев [Лихачев 1961], О. В. Творогов [Творогов 1962].

Литература

1. Костючук Л. Я. Из истории псковской лексики и фразеологии. Псков, 1962.
2. Ларин Б. А. [Введение.] // Псковский областной словарь с историческими данными.Вып. 1.Л., 1967. С. 3.
3. Ларин Б. А, Инструкция Псковского областного словаря. Л., 1961.
4. Лихачев Д. С. Литературный этикет Древней Руси (к проблеме изучения) // Труды От­дела древнерусской литературы АН СССР. Т. XVII. М.-Л., 1961.
5. Псковская первая летопись // Псковские летописи. Вып. I / Изд. А. Насонов. М., 1941.
6. Псковская вторая летопись // Псковские летописи. Вып. II / Изд. А. Насонов. М., 1955.
7. Псковская третья летопись // Псковские летописи. Вып. II / Изд. А. Насонов. М., 1955.
8. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1-23… Л. / СПб., 1967-2012…
9. Псковская первая летопись // Псковские летописи. Вып. I / Изд. А. Насонов. М., 1941.
10. Псковская вторая летопись // Псковские летописи. Вып. II / Изд. А. Насонов. М., 1955.
11. Псковская третья летопись // Псковские летописи. Вып. И / Изд. А. Насонов. М., 1955.
12. Псковская первая летопись // Псковскпе летописи. Вып. I / Изд. А. Насонов. М. 1941.
13. Псковская вторая летопись // Псковские летописи Вып. II /Изд. А. Насонов. М., 1955.
14. Псковская третья летопись // Псковские летописи. Вып. II / Изд. А. Насонов. М., 1955.
15. Творогов О. В. Традиционные устойчивые словосочетания в Повести временных лет // Труды Отдела древнерусской литературы АН СССР. Т. XVIII. М.-Л., 1962.

Поделитесь с друзьями