Наша «Победа»

Новости Самолва - Ледовое Побоище

«Июльским утром из Ленинграда в Псков шла «Победа». Экипаж видавшего виды автомобиля состоял из трех человек…».

Так начинается вторая глава книги «Тайна Вороньего Камня», где рассказывается о первом выезде будущего руководителя экспедиции по уточнению места Ледового побоища генерала Г.Н.Караева с сыном Олегом и хозяином машины, полковником Н.С.Харламповичем в места предстоящих исследований.

Впрочем, если даже в далеком 1956 году «Победа» видала виды, то что же говорить о ней в день сегодняшний, когда эта машина пополнила экспозицию Историко-культурного центра «САМОЛВА»?

Новости Самолва - Ледовое Побоище

Серийный выпуск автомобилей «Победа» (заводской индекс М-20), первого советского легкового автомобиля с несущим кузовом и одного из первых в мире с кузовом полностью понтонного типа, то есть, без выступающих крыльев, подножек и фар, начался 28 июня 1946 года. Всего до 31 мая 1958 года было выпущено 241 497 машин. Затем производство было передано в братскую тогда Польшу и машина стала «Варшавой».

Машина, на которой Г.Н.Караев июльским утром 1956 года ехал по старинному Псковскому тракту, относится ко второй серии (1948 – 1954) с радиатором «тельняшка», 50-сильным двигателем и коробкой передач от «ЗиМа».

«Близился вечер, когда «Победа» добралась до Пскова», — читаем мы дальше о первом выезде Г.Н.Караева.

Почти через шесть десятилетий, летом прошлого года эта «Победа» снова вернулась в древний город, на этот раз, чтобы пройти ремонтные работы. И то – год ее выпуска 1954-й, и капризничать она начала спустя два года после выпуска: «Харламповича нашли в окружении псковских автомобилистов. Он уже вылез из-под машины и сейчас возился с мотором // — Что-то дымит, — пожаловался он Караеву».

Новости Самолва - Ледовое Побоище

Дымит та историческая «Победа» и сегодня. Причем, хоть и дымит, но ездит! Нет, из Пскова в Самолву она своим ходом не пришла – решили не мучить «старушку», – зато здесь, в Самолве, сыграла «главную роль» в съемках фильма телеканала «Звезда» об экспедиции Г.Н.Караева: директор ИКЦ «САМОЛВА» В.А.Потресов покатал на ней актера Андрея Мерзликина, который сознался, что ездит на раритете первый раз в жизни.

Тогда, в далеком 1956-м «Победа» довезла будущего руководителя экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища лишь до Тарту, откуда неутомимый генерал выехал на пароходе «Иоала» в Самолву, где нынче в специально оборудованном экспозиционном гараже обрела вечную стоянку легендарная машина, символ нашей Победы.

Сегодня «Победа» выставлена на обозрение посетителей, хотя машина нуждается еще в серьезном ремонте, которым сотрудники ИКЦ намерены заняться в долгие зимние вечера.

ВП

Все посты
Поделитесь с друзьями