Трусман Г.Г. О месте Ледового побоища в 1242 году

Когда, во второй четверти XIII века, католичество готовилось прочно утвердиться в занаровских и приневских областях Новгородской земли и уже проникло в Псковскую землю, то нашло сильный отпор в лице знаменитого поборника православия, князя Александра Невского. Непосредственно после изгнания Немцев из Пскова он сам перешел в наступление, вторгся в Дерптскую епископию и дошѳл до устья Эмбаха или Омовжи (эст. Emajõgi; ср. Ingeri=Ижopa). Немцы, рассеяв его передовой отряд, стали наступать на главныя силы. Он, говорит летописец,— «вспятися на озеро; Немци же и Чюдь поидоша на них. Узрев же князь Олександр и Новгородци поставиша полк на Чюдьском озере, на Узмени, у Воронея камени, и наехаша на полк Немци и Чюдь, и прошибошася свиньею сквозе полк». Тем не менее Немцы пали, а Эсты обратили тыл: «и гоняче биша их на 7-ми верст по леду, до Суболичьского берега, и паде Чюди без числа, а Немец 400, а 50 руками яша» [01].

До сих пор не определено в точности место этого знаменитого побоища. По общему ходу движения Русских и Немцев можно представить себе дело так: Русские, наступая по обыкновенному зимнему пути, подошли к устью Омовжи, может быть — намереваясь отсюда двинуться по реке к Дерпту, а Немцы шли вдоль той же реки по направлению к Новгороду; Русские отступили по тому же направлению и остановились на льду Чудского озера. Когда отборная сила неприятелей была разбита, то остаткам ее естественно было бежать назад по направлению к Дерпту.

Это теоретическое соображение подтверждается и яснее раскрывается наследованием летописных имен и древних преданий побережных жителей относительно знаменитого Ледового побоища. Не входя в разъяснение вопроса о том, что должно разуметь у летописца под выражением «на Узмени», начнем с другого, тоже загадочного названия — с «Воронья камня». У побережных жителей Русских мы ныне уже не встречаем этого названия вполне, но узнаем его в наименовании села Воронья, которое расположено на самом берегу Чудского озера на расстоянии 5 или 7 верст к северу от устья Омовжи. Против северного конца этого селения, в озере, шагов на 60 от берега, виднеется из воды громадный камень который, по уверению местных старожилов, служит памятником победы Александра Невского над Немцами [02]. Если старожилы не помнят более специального названия этого камня, то можно думать, что оно перешло на самое село, которое впоследствии возникло на месте побоища. И действительно, при общем неплодородии всего северо-западного побережья Чудского озера, поля этого села представляют замечательный контраст с полями близлежащих поселений, как будто у Вороньего почва пропитана кровью и удобрена костями павших здесь в 1242 г. воинов. Таким образом мы получаем возможность думать, что битва происходила отчасти на озере, отчасти на берегу его, на месте нынешнего села Воронья…

Из летописи нам известно далее, что Русские довели разбитых неприятелей «до Суболичского берега». Это название мы встречаем в древних лифляндских актах, изданных д-ром Бунге. Нет возможности вполне точно указать «положение Соболицы (Soboliz), но достоверно, что она принадлежала к Дерптской епископии. При перечислении, местностей в актах Soboliz помещается то между Ugenois, Ughenoys (так называлась, вероятно, страна к югу от среднего течения Омовжи) и Waigele, Waygelle (у Русских Клин, страна к северу от Омовжи; вероятно угол, образуемый северным берегом этой реки и западным Чудского озера), то между Waigel и Saccalla, Sackele. Сакала обнимала приблизительно нынешний Феллинский уезд. Отсюда можно сделать по крайней мере тот вывод, что Соболицкая область граничила с Угаунией, Сакалой и Вайгелой, а принимая во внимание то направление, по которому Русские преследовали неприятелей, можно с достаточною вероятностью полагать Соболиц в пространстве, образуемом южным берегом Омовжи и западным Чудского озера: в таком случае окажется, что последние остатки неприятелей были разбиты около деревни Сосниц (эст. Pedasi), которая находится именно в этом углу, верстах в 7-ми от Вороньей. По уверению сторожилов, память об этом событии была вырезана непонятными буквами на большом камне, лежащем на дне озера близ устья Омовжи. [03]

Источник: Трусман Ю.И. О месте Ледового побоища // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCXXXI. — СПб.: 1884, январь. — С. 44-46.

[01] ПСРЛ, III, Новг.лепоп. под 6750 г.

[02] Обозревая это село лет 20 назад, высокопреосвященнейший Платон, бывший епископ Рижский и Митавский, ныне митрополит Киевский, задумал построить на этом камне часовню, для чего пришлось бы сделать для него насыпь. Но намерение это не было осуществлено.

[03] Предания эти и некоторые другие, более позднего времени, были собраны и записаны по приказанию высокопреосвященного Платона, а записка эта была отослана в Ригу, но где она теперь находится – не известно.

Поделитесь с друзьями