Хитров М.И. Александр Невский — великий князь

ГЛАВА 7

Утверждение немецкого владычества в Ливонии. — Войны немцев с русскими. — Падение Пскова. — Удаление Александра из Новгорода. — Возвращение его в Новгород и война с немцами. — Освобождение Пскова. — Ледовое побоище.— Небесная помощь.— Религиозный характер борьбы.- Мир с немцами. — Значение Чудской победы.

Немедленно после победы над шве­дами Александру Ярославичу пришлось бороться с другими, еще более опасными врагами — немцами.

На восточном побережье Балтийского моря, там, где теперь Лифляндская и Эстляндская губернии, с незапамятных времен жили финские и латышские племена. Этот край, известный под общим названием Ливонии, находился в зависимости от русских — от Новгорода и полоцких князей. Там нахо­дились издавна русские владения. Ярослав Мудрый построил здесь город Юрьев. По берегам Двины полоцким князьям принадлежали две волости огородами Кукейнос и Герсик. Благодаря сношениям с русскими туземцы постепенно знакомились с их верой и обычаями. Можно было надеяться, что весь край понемногу сделается русским православным. Но вот в XIII ст. здесь впервые появились немцы и стали силой принуждать ливонцев креститься. Папа объявил против них крестовый поход, обещая отпущение грехов всем участникам похода. Второй немецкий епископ — Бартольд при­был в Ливонию со значительным отрядом.

— Отпусти войско домой! — говорили ему туземцы. — Убеждай словами, а не палками!

Но немцы не послушались ливонцев. На место убитого в бою Бартолъда явился также во главе крестоносного ополчения новый епископ — Альберт. Этот замечательный человек отличался железной волей и необыкновенно проницательным и хитрым умом. Его энергия поистине изумительна. Впол­не справедливо считают его главным основателем немецкого владычества в прибалтийском крае. В 1200 г. Альберт основал при устье Двины город Ригу и населил его вызванными из Германии жителями, но скоро он приду­мал другое, более верное и быстрое, средство овладеть краем — основание ордена воинствующих братии. То были иноки, дававшие Богу, между прочим, обет распространять оружием католичество. Таких военно-монашеских обществ было уже несколько в распоряжении пап. Иннокентий III благо­словил предприятие Альберта, и в 1202 г. основан был орден меченосцев. Иноки-воины должны были носить белый плащ с красным мечом и крестом. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах.

С того времени загорелась беспощадная кровавая борьба между непро­шеными пришельцами и ливонцами. Рыцари оружием обращали туземцев в католицизм, захватывали их земли, их самих обращали в рабство, упрочивая свое владычество крепкими замками. Ливонцы ожесточились и не раз под­нимали восстания, причем жестоко расправлялись с рыцарями, попадавши­ми им в руки. Ненависть к немцам они перенесли на самое христианство: они бросались в Двину, чтобы смыть с себя крещение, которое казалось им символом рабства. Но из Германии беспрестанно прибывали новые отряды закованных в железо рыцарей и усмиряли туземцев. Ужасны были эти войны! Нередко немцы истребляли все мужское население, забирая в плен женщин и девиц, жилища выжигали дотла, а скот уводили с собой. На пепелище со­жженных селений свирепые крестоносцы, при воплях пленных, устраивали шумные и отвратительные пиршества, с музыкой и плясками, причем вино лилось рекой… Недаром папы сзывали в поход даже поджигателей и других преступников, отпуская им все грехи, лишь бы приняли крест. Несчастные ливонцы стали покидать свои жилища и селиться в непроходимых лесных чащах или в подземельях. Но не всегда и здесь им удавалось укрыться от вра­гов. Однажды немецкий отряд заметил одно из таких подземелий. Немед­ленно при входе в него разложены были костры, и до 1000 человек туземцев было задушено дымом. Ливонцы преследовались, как дикие звери, гонимые из одной берлоги в другую. Среди беспрерывной резни не было времени для погребения трупов, которые валялись всюду и, разлагаясь, заражали воздух. Иногда туземцы, доведенные до отчаяния, пытались просить мира, но всякий раз получали беспощадный ответ: крещение или смерть! Глубоко затаив в сердце ненависть к своим поработителям, ливонцы утешали себя надеждами на лучшую будущность за гробом. «Ступай, несчастный, из этого мира, где над тобою господствовали немцы, в лучший мир, где уже не они над тобою, но ты будешь господствовать над ними!» Таким напутствием провожали туземцы своих покойников в загробный мир.

Папы всеми силами старались ускорить завоевание Ливонии. В про­межуток между 1216—1240 гг. можно насчитать до 40 папских посланий, выражающих большую заботливость пап о тех, которые шли на помощь «святой земле, вновь приобретенной в Ливонии». Но конечной целью всех стремлений пап было порабощение Русской церкви. Завоевание Ливонии было лишь первым шагом на этом пути. В своих посланиях папы называют русских нарушителями католической веры, повелевают отнюдь не слагать оружия и не заключать мира с языч­никами и русскими, требуют, чтобы русские в Ливонии принуждаемы были к латинству, наконец, объяв­ляют всю Русскую землю на вечные времена собственностью св. Петра и грозно предписывают рыцарям ис­коренять «проклятый греческий за­кон и присоединять Русь к римской церкви».

С утверждением немецкого вла­дычества в Ливонии мы встречаем в ней в миниатюре все черты, кото­рые отличали тогдашний западно­европейский быт; мы видим здесь и стремления пап, желавших господ­ствовать над совестью всех народов, и «культуру» немцев с их стремле­нием к владычеству над всем миром и над всеми народами, и феодализм с рабством и угнетением простого народа, и пресловутое рыцарство со всеми его уродливыми проявлениями, и кулачное право, и бюргерство и т. д. Словом, полное экономическое и духовное порабощение! Вот что при­носилось к финнам и латышам, а затем и к русским под священным знаме­нием веры!.

Как же поступали русские ввиду надвигавшейся грозы? Задача отразить пришельцев на первых же порах выпадала на долю новгородцев и полоцких князей. Но две причины мешали успешным действиям русских: своеволие и рознь. Новгородцы заняты были своими нескончаемыми внутренними распрями, происками и борьбой раз­личных партий. С другой стороны, полоцкие князья никогда не были в близком единении с другими рус­скими князьями, вели между собой усобицы, боролись со своими же гражданами. Тем не менее, с 1206 г. начинается непрерывный ряд кро­вопролитных войн между русскими и немцами, причем ливонцы обык­новенно помогали русским, надеясь с их помощью вернуть свою свободу. Из русских владений в Ливонии пред «железными людьми» первым пал Кукейнос. Узнав о грозных приготов­лениях немцев, русские, забрав свое добро, сами зажгли город и ушли далее на восток, а окрестные тузем­цы разбежались по дремучим лесам, спасаясь от свирепости крестонос­цев. Затем очередь дошла до Героика. Князем этой области в то время был Всеволод, страшный враг латинян. Епископ Альберт составил коварный план внезапного нападения на Герсик. Это ему вполне удалось. Князь едва успел бежать в лодках, но его жена и вся домашняя прислуга попались в плен. Город был предан разгра­блению. Не довольствуясь награбленным в большом числе имуществом, «до­брый и верный пастырь» Альберт приказал разрушить православные храмы и обобрать святые иконы, украшения и колокола. Целый день продолжались неистовства. На другой день, уходя с награбленным добром и пленными, немцы зажгли город. Всеволод находился на другом берегу Двины. Увидав пожар, он жалостно вскрикнул: «Герсик, Герсик! Любимый город, дорогая моя отчина! Довелось увидать мне, несчастному, пожар твой и гибель моих людей!» Епископ и рыцари, поделив добычу, с княгиней и пленными воз­вратились в Ригу. Всеволод должен был явиться к Альберту и униженно молить об освобождении своей супруги и русских пленников. Его просьбу исполнили под условием уступки своей волости «в дар Св. Богородицы», то есть во власть самих немцев… Впоследствии Всеволод погиб при вторичном нападении врагов. Наконец пал и Юрьев, первое и самое крупное поселение русских в Ливонии. Там княжил Вячко, или Вячеслав, изгнанный немцами из Кукейноса. Он также был непримиримым врагом латинства. Немцы платили ему равной ненавистью и решили жестоко покарать его. Огромное ополчение рыцарей ордена, слуг римской церкви, пришлых крестоносцев и немецких поселенцев края окружили город 15 августа 1224 г., в тот роковой год, когда русские впервые увидали татар. Защита была упорная, немцы со­брали военный совет: «Не станем терять времени и сделаем решительный приступ. Взяв город, проучим жителей — в пример другим! До сих пор мы поступали слишком милостиво, оттого другим не задано надлежащего страха. Первый, кто взойдет на стену, будет превознесен почестями, полу­чит лучших лошадей и знатнейшего пленника, исключая князя. Ему не будет пощады! Мы повесим его на самом высоком дереве!. На следующее утро начался приступ. Русские отчаянно боролись. Среди общей схватки брат епископа Иоганн фон Аппельдерн с огнем в руке первый начал взбираться на вал, за ним бросались другие, стремясь взойти на стены раньше товари­щей. Началась ужасная резня. Пощады никому не было. Русские были все перебиты. Немцы окружили город со всех сторон и таким образом прегра­дили путь к бегству. Из всех мужчин оставили в живых только одного. Его посадили на лошадь и отправили известить новгородцев о судьбе Юрьева. Новгородскому летописцу пришлось записать грустное событие: «Того же лета убиша князя Вячка немцы в Гюргеве и город взяша…»

Причины успехов немцев зависели главным образом от образа действий самих русских: они действовали, по обыкновению, не дружно. В самые решительные минуты то одни, то другие оставляли поле сражения и даже вступали в союз с немцами. В 1228 г. князь Ярослав Всеволодович собрался было в поход против немцев и привел с собой свои переяславские полки. Естественно, что он желал соединить силы Новгорода и Пскова для дружного отпора врагам. Но псковичи наотрез отказались идти в поход и поспешили заключить отдельный мир с немцами, дав им и заложников с тем, чтобы немцы помогли им в случае разрыва с Ярославом и новгородцами.

— Идите со мною в поход! — звал Ярослав псковичей. — Я зла на вас не думал, выдайте мне тех, кто оговорил меня перед вами.

— Клянемся тебе, князь, и вам, братья-новгородцы, но в поход не пой­дем. С рижанами мы заключили мир. Своей братьи не выдадим… Немцев вы только дразните, а нам приходится отвечать за это…

— Без своей братьи псковичей и мы нейдем! городцы на вече. — А тебе, князь, кланяемся…

Ярославу ничего более не оставалось, как отпустить домой свои пере­яславские полки.

«Можно ли было при таких отношениях успешно бороться с немцами!» — справедливо восклицает историк

Новгородцы и псковичи жестоко ошибались, если полагали, что мо­гут ужиться в мире с немцами. Они не могли, конечно, ясно сознавать, что их вражда с опасными соседями — одно из проявлений великой вековой борьбы, которая не с ними началась, не с ними и кончится, но они должны были бы хорошо помнить, что православных русских немцы считали та­кими же язычниками, как и ливонцев. Можно было предвидеть, что после покорения Ливонии немцы устремятся далее на восток. Так действительно и случилось. Папа неотложно требовал дальнейшего распространения его власти над русскими. Дерптский епископ Герман первый начал составлять ополчение. Собралось множество рыцарей. Без объявления войны немцы бросились на Изборск и взяли его приступом. «Из русских никто не был оставлен в покое. Убивали или забирали в плен всех, кто только осмели­вался защищаться. Вопль и стоны раздавались по всей земле! — говорит с торжеством современный немецкий летописец. В самую годовщину Не­вской победы псковичи поспешили было выступить против неприятелей, но потерпели поражение. Русские, по словам немецкого историка, бежали, «отчаянно пришпоривая и прихлестывая своих лошадей, и лес оглашался стонами и проклятиями». По пятам бежавших немцы, не теряя времени, устремились к Пскову. Измученные псковичи, не имея времени перевести дух после поражения, не могли защищаться. С ужасом смотрели они на лагерь неприятелей. Кругом горели неукрепленные местности, селения и храмы Божьи. Наконец псковичи, после недельной осады, сдались немцам, которые и вступили в обладание всеми землями, принадлежавшими псковичам. То был громкий успех! Весть о нем быстро распространялась, и новые толпы текли из Западной Европы для продолжения столь успешно начатых завоеваний. В то время как многие из несчастных псковичей бежали из родного города со своими семействами и появились в Новгороде, прося крова и защиты, новгородцы с ужасом узнали, что немцы напали уже на новгородские об­ласти. Намерение врагов овладеть Новгородом было очевидно. Забирая новгородские земли, немцы в то же время жестоко опустошали их. Поселяне с жалобами сбегались в город. «Не на чем орать по селам». Успехи немцев были быстры и решительны. Овладев новгородскими пригородами, непри­ятели показались в местности, непосредственно прилегающей к Новгороду, не далее 30 верст, и хватали новгородских и приезжих торговцев.

Что же знаменитый невский герой, князь новгородский?! Отчего он до­пустил врагов причинить так много зла его землям? Увы, его в это время не было в Новгороде. Несмотря на все его высокие и благородные качества, несмотря на укоренившуюся к нему любовь народа, несмотря на славу, по­крывшую его после Невской победы, неблагодарные новгородцы не могли ужиться с ним в мире. Даже ввиду страшной опасности от врагов они не могли отстать от своей привычки к мятежам и волнениям. Скоро они заметили, что их молодой князь, начав править самостоятельно, обнару­живает не одни только блестящие качества полководца, но твердую волю и сильный ум правителя: усвоив себе взгляды отца, деда и прадеда, он, очевидно, начал выказывать стремление положить конец внутренним сму­там и бестолковому кричанию на вечах, производящему лишь «разньствие в братии». Мы не знаем достоверно, в чем заключалась сущность распри, возникшей между князем и новгородцами. Известно только, что новгородцы «распрение некое показаша, возропташа на св. великого князя Александра Невского, крамол я ще, молву составляюще в людех», — явление обычное в Новгороде, но вовсе не подходившее к тяжелым обстоятельствам, среди которых приходилось жить на Руси с начала XIII ст. В справедливом гневе на неблагодарный город Александр Ярославич по примеру отца, со всем двором отъехал в Суздальскую землю — в Переяславль. Это было зимой 1240 г. Там он спешил прежде всего исполнить, вероятно, давнее желание своего сердца — основать Александровский монастырь с храмом во имя святого мученика Александра Персского. Очевидно, среди благочестивых трудов, подобно своим предкам, он жаждал найти отдых от бранных тревог и забот правительственных. Но недолго пришлось ему пробыть на родине. Новгородцы скоро увидали все свое неразумие: близость врагов напомнила им об Александре. Чувствуя свою вину перед ним, они не посмели обратиться прямо к нему. Посольство из Новгорода явилось к Ярославу Всеволодо­вичу с просьбой дать Новгороду князя. Вероятно, новгородцы надеялись, что Ярослав Всеволодович догадается прислать им старшего сына. Но они ошиблись. Ярослав прислал им другого своего сына — Андрея. Но не Андрей нужен был новгородцам, —• им нужен был Александр. Новое посольство из лучших людей Новгорода, с самим архиепископом во главе, отправилось к Ярославу с поручением усердно просить о возвращении Александра. Дело шло не об одном Новгороде, а касалось всей Русской земли — и Александр решился явиться на помощь новгородцам. Честь и слава великой душе, забывающей оскорбления ввиду священного долга! Вероятно, пользуясь обстоятельствами, Александр постарался какими-нибудь обязательствами ограничить своеволие новгородцев, чтобы иметь более свободы действий на будущее время. С прибытием князя все ожило в Новгороде. Народ встре­тил его с неподдельной радостью. Немедленно вокруг доблестного вождя собралось ополчение. Александр быстро двинулся к Копорью, где укрепились немцы, и взял его. Много неприятелей пало от оружия новгородцев, много попало в плен. Александр Ярославич строго покарал изменивших русским ливонцев и новгородских изменников. Очевидно, крамолы и измены особен­но ненавистны были прямодушному герою, потому что, с другой стороны, с пленными немцами он поступил совсем иначе: только некоторых из них привел с собой в Новгород, а остальным возвратил свободу. Милостив был «паче меры!» — как бы с легким укором замечает летописец.

Но для освобождения Пскова одних новгородских сил было недостаточ­но. Поэтому Александр отправился к отцу в Суздальскую землю просить подкреплений. Ярослав Всеволодович согласился отпустить свои полки, и Александр со свежими силами и с братом Андреем возвратился в Нов­город. По своему всегдашнему обыкновению, благочестивый князь прежде всего явился во храм Св. Софии и в горячей молитве со слезами просил у Господа благословения на новый подвиг. Здесь же он возвестил поход на немцев, похвалявшихся «укорить словеньский язык», и, не теряя времени в ожидании, пока соберется новгородская рать, поспешил занять все дороги, ведущие к Пскову. Немцы еще не успели узнать о предполагаемом походе, как Александр уже находился под стенами Пскова. Город без особенного труда был освобожден. Немецкие наместники были закованы в цепи и от­правлены в Новгород. Псков был объявлен свободным. Немедленно после того Александр устремился на немецкие земли. По приказу князя новго­родцы опустошили их на большое пространство, причем погибло много неприятелей, не ожидавших такой быстроты нападения.

Страшная весть об освобождении Пскова, подобно громовому удару, поразила ливонских немцев. Вся Ливония пришла в движение. Быстро со­биралось громадное немецкое ополчение. Немцы решили покончить с нов­городским князем, подобно Вячеславу. Первый магистр ордена и «честные бискупы» были вполне уверены в успехе. «Пойдем, погубим великого князя русского, возьмем Александра живым в плен!» — хвастливо говорили рыцари. Эти гордые надежды имели свое основание: все, кто видел многочисленность неприятельского войска, со страхом говорили о «силе немецкой». Но, надеясь на помощь Божью, невский герой не пал духом. «Воин пред Господом», вы­ступая на решительный бой, он и в Пскове еще раз спешит подкрепить свой дух молитвой. Над стенами кремля, детинца, величественно возвышается соборный храм Св. Троицы — святыня, столь же дорогая народному сердцу Пскова, как Св. София Киеву и Новгороду. Псковичи считали своих врагов врагами Св. Троицы; за Св. Троицу они всегда готовы были положить свои головы. Первоначальное основание храма приписывается св. княгине Ольге. Впоследствии храм был построен из камня Св. князем Всеволодом-Гаври­илом. В главном храме, по левой стороне, между колоннами — серебряная рака с мощами благодетеля и защитника Пскова св. благоверного князя Всеволода-Гавриила и икона его супруги, весьма древняя и близкая к под­линнику. Здесь-то и пролил слезы, вознося теплые молитвы, Александр Ярославич. Без сомнения, он призывал на помощь святого заступника Пскова, прося его ходатайства перед Богом за свой город. Вместе с князем усердно помолились и его сподвижники и граждане Пскова. Приняв благословение от пастырей церкви, князь выступил навстречу врагам. Время было зимнее. Пользуясь удобными путями, передовые полки Александра должны были выследить движение неприятелей. К несчастью, легкие отряды наткнулись на главные силы врагов. Немцы с яростью бросились на русских и разбили их. Часть войска попалась в плен, другие бежали к Александру с печальным известием о постигшей неудаче. Однако успех неприятелей, по-видимому, принес им больше вреда, чем пользы. Немцы приняли передовой отряд за главные силы русских и с большой самоуверенностью двинулись вперед. Они шли по направлению к Пскову по льду Чудского озера. Передовые русские полки отступали перед неприятелями. Между тем к Александру постоянно подходили новые отряды новгородцев, вполне готовые к бою. Главные силы русских сосредоточивались у скалы Вороний камень, полу­чившей свое название от множества кружившихся там воронов, на Узмени, при повороте из Чудского озера в Псковское. С высоты уступа Александр внимательно следил за движениями неприятельского войска. Перед ним на далекое пространство расстилалось к северу Чудское озеро с низменны­ми, поросшими лесом берегами, и по льду его, сверкая издали доспехами, двигалось стройное рыцарское ополчение. Что передумал, что перечувствовал в эти мгновения невский герой?! Глубокое сознание собственной правоты, невозможность какой-либо уступ­ки врагам, покушавшимся на свободу родины, на веру, на все, что дорого человеку на земле, мысль о тех бедствиях, которые враги уже причинили русскому народу, об их гордых притязаниях — все это с быстротой молнии пронеслось у него в уме, и из глубины души вырвалось у него восклицание, потрясшее сердца русских.

— Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом! — громко произнес он, воздев руки к небу. — Помоги мне, Господи, как некогда прадеду моему Ярославу против Святополка Окаянного.

Громкие восклицания окружавших его полков раздались в ответ на эти слова:

— О дорогой и честный наш княже! Пришло время! Мы все положим за тебя свои головы!

Одно чувство общего одушевления проникало сердца русских. Все горели нетерпением сразиться. Для страха не было места.

Была суббота, день 5 апреля 1242 г., на восходе солнца, когда перед рус­скими открылся клинообразный строй немецкого войска, который русские называли «свиньей». Этот строй страшен для слабого войска, которое он рассекает надвое и дробит на мелкие отряды, подобно скале, разбивающей морские волны. Рассеянные неприятели, теряя между собой связь и вместе с тем присутствие духа, разбегаются в разные стороны. Но не таковы были полки Александра. Несокрушимой стеной двигались вперед «железные люди», стремясь пройти как можно дальше сквозь густые полки русских. Они и прошли. Но дорого стоил им этот путь. Русские не смутились сме­лым натиском неприятелей и мужественно поражали их с разных сторон. Множество рыцарей пало под ударами топоров и мечей русских. Немцы озираются кругом и вместо ожидаемого расстройства и рассеяния врагов с ужасом видят, как ряды русских плотно смыкаются живой стеной. Грозные взоры русских, их сверкающее оружие, дымящееся неприятельской кровью, их готовность броситься на врагов смутили немцев. Александр Ярославич только и ждал этого психологического момента боя. Подобно вихрю, налетел он на оторопелых врагов, совершив искусное обходное движение, и ударил на них с отборными полками с той стороны, откуда они вовсе не ожидали нападения. Военная хитрость Александра вполне удалась. Весь боевой план немцев расстроился. Тогда началась ужасная сеча. Поднялся невообразимый шум от частых ударов мечей по щитам и шлемам, от треска ломавшихся копий, от разрывов льда, от воплей сраженных и утопавших. Казалось, все озеро всколыхнулось и тяжко застонало… Лед побагровел от крови… Пра­вильного боя уже не было началось избиение врагов, упорно боровшихся до позднего вечера. Зато и потери их были громадны. Многие пытались спастись бегством, но русские настигали их. Озеро на протяжении семи верст покрылось трупами, вплоть до Суболичского берега. Много славных рыцарей пало в бою и попалось в плен. Войско, недавно еще столь грозное и блестящее, более не существовало.

Без сомнения, то был один из самых светлых дней в истории Пскова, когда победоносный вождь с торжеством возвращался в город. Весь на­род в праздничных нарядах вышел встречать победителя. Впереди шло духовенство — игумены и священники со святыми иконами и крестами, в светлых ризах. Вот он, освободитель, герой, защитник веры и родины, впереди своих славных полков. Близ его коня — 50 знатнейших пленных. Какой печальный вид у них, у этих недавно столь гордых завоевателей Пскова! Позади войска — множество простых пленных… Несмолкаемый гул радостных восклицаний раздался в воздухе. Все славили Бога и верного раба Его Александра Ярославича.

— Пособивый, Господи, кроткому Давиду победити иноплеменники и верному князю нашему оружием крестным, свободи город Псков от ино­язычных и от иноплеменных рукой великого князя Александра Ярославича!

— Прославил Бог великого князя Александра Ярославича, перед всеми полками, яко Иисуса Навина у Ерихона! Вот говорили немцы: возьмем вели­кого князя Александра руками… Но Бог предал их в руки его, и не нашлось ему противника в брани!

Общий восторг сменился слезами умиления, когда благочестивый герой, сойдя с коня, поклонившись, с благоговением приложился к святыне и при­нял благословение. Не гордость победителя — чувство благодарности Богу озаряло его прекрасное одушевленное лицо. Вступив в город, Александр Ярославич прежде всего поспешил во храм Св. Троицы излить свою душу в благодарной молитве. Светлое торжество, без сомнения, продолжалось не­сколько дней. Псковичи радушно угощали победителей. Общее одушевление сказывается в словах летописца: «О невегласи Пьсковичи! — восклицает он, как бы рассердившись при одном предположении неблагодарности со сто­роны псковичей. — Аще забудете великого князя Александра Ярославича, или отступите от него, или от детей его, или от всего роду его, уподобитесь жидомь, их же препита Господь в пустыни крестелми печеными, и сих всех забыша благ Бога своего, изведшаго их из работы Египетския Моисеем, се же вам глаголю: аще кто приидет и напоследок рода его великих князей, или в печали приедет к вам жити в Псков, а не примете его, или не почтите его, наречетеся вторая жидова».

Отраднее всего замечать, что предки наши, далекие от ропота на Бога в несчастиях, смиренно признавая их за справедливое наказание Божье за грехи, не превозносились суетной гордостью среди торжества победы. Все успехи свои они приписывали помощи Божьей. Глубоко религиозным, почти библейским духом веет во всех рассказах, дошедших до нас. Да и не­мудрено: охраняя свой вертоград, Десница Божья, видимо, помогала в этой борьбе, где прежде всего стоял вопрос о чистоте веры. Сам виновник по­беды подвигся на брань, потому что «вельми оскорбе за кровь христиан­скую». Он поспешил, забыв обиды, в Новгород, «разгоревся духом и своею ревностью по Св. Троице и по Св. Софии». Не уверенность в человеческих силах руководила им — напротив: выступая из Новгорода, он «поклонися святей Софии с молбою и плачем». В решительный момент боя он, «вздев руце на небо», призывает Бога. Он разгромил врагов, «победив силою Божиею и святыя Софии и святаго мученика Бориса и Глеба». «Се же слышах от самовидца, — говорит летописец, — рече ми: яко видех полкы Божия на вздусе, пришедше на помощь великому князю Александру Ярославичу». Не забывает летописец заметить, что самый бой произошел 5 апреля «на По­хвалу Святыя Богородица»…

Как бы в ознаменование непрекращающегося покровительства Божье­го, Псков вскоре обрадован был дивным проявлением благодати Божьей. «Господи, слава Тебе! — восклицает по этому поводу летописец. — Давый нам, недостойным рабам Своим, такое благословение, и на Тя уповаем, Господи Вседержителю, яко призиравши на нас убогих Своею милостью, Человеколюбие!»

Разделив радость торжества с псковичами, Александр поспешил в Нов­город. Без сомнения, новгородцы не отстали от псковичей в выражении сер­дечной благодарности Богу и восторга по случаю славной победы, о которой память хранилась у них очень долгое время. Даже в конце XVI ст. в храмах возносились молитвы об упокоении братии, павших на льду Чудского озера, как свидетельствуют об этом синодики новгородские.

Скромный герой не превозносился своими славными победами, но его «прослави Бог»: со времени Ледового побоища, по словам летописца, «нача имя слыти великаго князя Александра Ярославича по всем странам, от моря Варяжскаго и до моря Понтьскаго, и до моря Хупожьскаго, и до страны Тиверийскыя, и до гор Араратьских, об ону страну моря Варяжского, и гор Аравитьских, даже и до Рима великого: распространи бо ся имя его пред тмы тмами и пред тысящи тысящами».

Между тем как на Руси радовались по случаю победы, по Ливонии раз­носилась потрясающая весть о разгроме немецкого ополчения и исполня­ла всех ужасом. Немцы со дня на день ожидали Александра под стенами Риги. Магистр ордена немедленно отправил посольство к датскому королю просить неотложной помощи против неверных. Судя по себе, наши враги не могли предполагать, что их благородный победитель считает своим нрав­ственным долгом жить, «не преступая в чужая части». Для него довольно было и того, что он навел страх на врагов, от которого они долгое время не могли прийти в себя, и заставил их уважать русское имя. Пробыв немало времени в тревожном ожидании, немцы понемногу успокоились и спешили заключить с новгородцами мир. Послы их явились в Новгород с дарами и поклонами. Александра в это время не было в Новгороде, и новгородцы «без князя» самостоятельно вели переговоры. Немцы отказывались от всех своих последних завоеваний и уступали значительную часть своих земель. Заключенный мир был свято исполнен.

«Так печально окончилось предприятие ордена против русских! — с гру­стью восклицает немецкий историк. — Храбрый Александр (der tapfere Alekxander) принудил рыцарей к миру». Для русских победа на льду Чудского озера имеет огромное значение: здесь указан предел распространению немец­кого владычества, здесь Сам Бог рассудил вековой спор германцев и славян, оградив навсегда наше отечество от опасных иноземцев. Что было бы с нашей северо-восточной окраиной, с Новгородом, с Псковом, с прилегающими к ним землями, если бы успех остался за врагами!? Пример несчастной Ливонии дает нам ясный ответ на это. Кто знает, может быть, нам никогда впоследствии не пришлось бы и думать о приобретении берегов Балтийского моря, о тех славных задачах, которые одушевляли Петра Великого…

Поделитесь с друзьями